Как найти подход к синдрому Аспергера

Виды ОКР

С тех пор, как я начал лечить клиентов с диагнозом «синдром Аспергера», я получил множество электронных писем от терапевтов, которые впервые столкнулись с клиентом-аутистом. И вот что они обычно писали: «Здравствуйте, Николай! Я нашёл ваш интернет-сайт, и мне хотелось бы попросить вас об одном одолжении. В понедельник ко мне придёт клиент с синдромом Аспергера. Нет ли у вас специального скрипта для лечения этого расстройства?».

Боюсь, что нет.

«Расстройства» аутистического спектра – это проблема, которая сохраняется на всю жизнь.

Она остаётся с вами до конца ваших дней. От этого синдрома нет какого-то лекарства, у этой проблемы нет специфического решения. И, конечно же, не существует специального скрипта для лечения этого расстройства.

Однако надежда все же есть. Многих терапевтов пугает столкновение с синдромом Аспергера, однако на самом деле здесь не о чем беспокоиться.

Вам просто нужно разобраться, с чем именно Вы имеете дело.

Аутизм был впервые выявлен официально Лео Каннером в 1943 году.

В 1944 году Ганс Аспергер, который работал независимо от Каннера, выявил аутистические черты у так называемых «нейротипичных» пациентов.

Однако Аспергер писал на немецком, и его работы были опубликованы ЛорнойУинг лишь в 1981 году –только тогда был введён термин «синдром Аспергера».

Считается, что от расстройств аутистического спектра страдает приблизительно 0,3 % всего населения – примерно 200 000 человек.

Только пятая часть всех этих людей – женщины, но такую статистику можно объяснить тем, что девушкам и женщинам сложнее поставить диагноз, потому что они гораздо лучше умеют «притворяться».

Аутистическая «триада нарушений»

Синдром Аспергера/высокофункциональный аутизм теоретически приводит к возникновению меньшего количества проблем, однако именно их относительная невидимость и делает это состояние проблематичным с социальной точки зрения.

Уинг разработала понятную и удобную классификацию проблем, ассоциирующихся с аутизмом. Она разбила их на три группы:

  1. Социальные и эмоциональные навыки и умения

Люди с синдромом Аспергера часто сталкиваются с проблемами в плане построения и поддержания дружеских и романтических отношений. Им нелегко разобраться в собственных эмоциях, а необходимость работать или играть в группе часто вызывает у таких людей стресс – им невероятно сложно работать в команде.

  1. Язык и общение

Многим людям, страдающим от расстройств аутистического спектра, весьма непросто читать невербальные подсказки, понимать интонации и двусмысленные высказывания.Сарказм, ирония и двойной подтекст обычно ускользает от их понимания. Им весьма непросто справляться с социальными условностями и принятыми в обществе негласными договорённостями.Задайте этому человеку вопрос, и Вы получите честный ответ. Но будьте осторожны! Его честность может показаться жестокой, — хотя, с другой стороны, даже ложь в спасение по сути является ложью, а врать плохо… разве не так?Спросите его, что он делал сегодня? Ну что ж, Вы сами спросили, поэтому теперь извольте выслушать подробный детальный отчёт. Вы ждёте, что он сделает паузу и даст вам вставить слово? Ну, такие люди часто вообще не делают пауз, поэтому вам вряд ли удастся что-то сказать.

 Гибкость и воображение

Наличие чётко установленного рутинного распорядка очень важно для многих людей, страдающих от расстройств аутистического спектра. Вы хотите внести изменения? Попробуйте на свой страх и риск! Один из моих клиентов брал с собой на работу одинаковый обед каждый день на протяжении шести месяцев. И что случится, если Вы попытаетесь что-то изменить? Вас ожидает полный провал и, возможно, настоящий срыв.

Эмпатия? Ну, в принципе люди с синдромом Аспергера обладают способностью к сопереживанию и сочувствию, но вам, возможно, придётся указать такому человеку на то, что событие А обычно приводит к появлению эмоции Б.

У аутиста умерла собака? Ну что ж, бывает. Он может сразу же не осознать, что такое событие вообще-то вызывает печаль. Возможно, кто-то должен сообщить ему об этом. Как только он узнает об этом, он опечалится, но в большинстве случаев эту эмоцию весьма непросто идентифицировать.

Гибкость? Люди, страдающие от расстройств аутистического спектра, часто имеют какую-то обсессивную привязанность, настоящую одержимость, которая полностью их поглощает – особенно ярко эти симптомы проявляются у детей. Рутинные ритуалы, связанные с этим аспектом действительности, будут особенно жёсткими и структурированными. Все эти ритуалы всегда должны проводиться правильно – так, как нужно, и никак иначе! Какие-то другие варианты? Возможность выбора? Многие подобные индивидуумы не оценят такой возможности – она им просто-напросто не понравится.

Был один эксперимент с банками джема в супермаркет. В ходе данного исследования выяснилось, что продажи в большей степени выросли тогда, когда супермаркет предложил покупателям шесть вкусов для дегустации, а не тогда, когда им предоставили выбор из 50 видов джема или более.

Слишком большое количество вариантов как будто ослепляет нас и приводит в замешательство. Слишком широкий выбор отпугивает и повышает уровень стресса. Такая особенность прослеживается у нейротипичных индивидуумов, и ещё ярче она проявляется у людей, страдающих от расстройств аутистическго спектра.

Вы сами можете догадаться, что триада нарушений, описанных выше, ставит людей с синдромом Аспергера в крайне невыгодное положение в повседневной жизни.

Скрытые причины непонимания

Подавляющее большинство моих клиентов обращается за лечением социальной тревожности. Они искренне хотят завести друзей, но им очень трудно сделать это. Они нуждаются в любви, но не знают, с чего начать.

Зачастую они сами как будто не видят проблемы, они считают себя совершенно «нормальными», тогда как окружающие могут называть таких людей «странными», «эксцентричными», «эгоистичными» или «грубыми», или выдумывают какие-то более обидные прозвища.

Симптомы и моменты особой чувствительности

Многие из клиентов с синдромом Аспергера жалуются на симптомы депрессии, ОКР, генерализованной (общей) тревожности, на отсутствие смысла в жизни, ощущение собственной никчёмности и невыносимое ощущение невероятного одиночества.

Некоторые клиенты жалуются на чрезмерную сенсорную чувствительность, из-за которой даже самые слабые и едва заметные ароматы, звуки, цвета или образы (даже малейший отблеск света) кажутся им очень яркими, слишком мощными и просто невыносимыми.

Невидимые нюансы этого мира

Люди бывают разными. Люди бывают шумными. Дети пронзительно кричат, и они делают это в самый неожиданный момент. «Десять минут» часто означает «час», а «я обещаю» нередко означает «может быть». Как вообще люди, страдающие от расстройств аутистического спектра, должны справляться с таким огромным количеством самых разных стимулов?

Иногда они не могут справиться со всем этим. Иногда у них случаются срывы, которые со стороны могут показаться похожими на истерики, но на самом деле это интенсивные катартические взрывы. Человеку часто приходится платить высокую цену за эти срывы – из-за них он может потерять работу или друзей, и поэтому многие люди приходят к выводу о том, что для них гораздо безопаснее просто оставаться в вакууме. И мы с вами прекрасно знаем, к чему это приводит.

Что вам нужно делать:

  • Оставайтесь практичным. Цели терапии должны быть четкими, понятными, практическими и разумными – вам необходимы цели, сконцентрированные на поиске решения проблемы.
  • Научитесь применять различные техники управления тревожностью, депрессией и другими неприятными симптомами – обратите особое внимание на методики, основанные на развитии осознанности/самогипнозе.
  • Создайте в сознании клиента специальные «якоря» (или привязки), позволяющие ему быстро успокоиться.
    Исследуйте ресурсы, доступные клиенту. Многих клиентов приходится буквально убеждать в том, то у них есть все эти ресурсы. Человек может даже не подозревать о том, что качества А, Б и В можно использовать в ситуации Г, и они действительно могут помочь. Возможно, ему в голову никогда не приходила мысль о том, что умения, используемые в ситуации А, могут ему пригодиться также в ситуации Б. Возможно, вам придётся указать клиенту на все эти моменты.
  • Используйте чёткие, недвусмысленные и явные внушения. Скрытые команды и другие подобные уловки не подействуют на такого клиента – они просто ускользнут от его восприятия.
  • Проявите вежливость и в то же время прямоту. Помните о том, что необходимость сделать выбор может показаться клиенту невыносимой, и чрезмерное количество вариантов выбора может вызвать стресс у человека, страдающего от расстройства аутистического спектра.
  • Будьте готовы к тому, что вам придётся давать гораздо больше советов, чем обычно. Такие клиенты хотят получить помощь, им не нужны пуристические техники консультирования, сосредоточенные на личности клиента.
  • Задавайте клиенту домашнее задание в виде практических упражнений.
  • Хвалите своего клиента – он сам может и не понимать, что его успехи на самом деле являются успехами.
  • Помните о том, что Вы понимаете значение определённых моделей поведения окружающих, наблюдающихся у других людей, а также их реакций, тогда как ваш клиент может и не понимать всего этого. Объясните ему, что ему нужно делать в ситуациях общения, и предложите клиенту отрепетировать эти модели поведения с вами.
  • Рассмотрите возможность выхода в свет вместе с клиентом – Вы можете сопровождать его в какой-то ситуации общения и дать ему поддержку в ходе совершения самых первых шагов.
  • Если клиенту непросто налаживать зрительный контакт с собеседником (многие подобные клиенты воспринимают встречу взглядами как чрезмерную стимуляцию), расскажите ему о том, что он может концентрировать взгляд в точке соединения носа и лба – такая фокусировка станет полноценной заменой прямого зрительного контакта. Собеседник не распознает применения этой техники, а клиент сможет избежать дискомфорта, который он испытывает, когда действительно встречается с кем-то взглядом.
  • Используйте предыдущие успехи клиента для того, чтобы подтолкнуть его на дальнейшее движение вперёд по этому пути.

При работе с такими клиентами ни в коем случае не следует:

  • Использовать непрямые, эриксоновские терапевтические методики – триада нарушений, описанных выше, может помешать клиенту усвоить ключевые внушения.
  • Применять терапевтические методики, полностью построенные на гипнотическом анализе. Если клиент с синдромом Аспергера говорит о том, что его детство было нормальным, оно действительно было нормальным, и вам не стоит копаться в нем. Одного синдрома Аспергера как такового вполне достаточно для того чтобы вызвать появление всех существующих проблем.
    Полагать, что члены семьи клиента понимают суть синдрома Аспергера и владеют информацией об этом состоянии. Возможно, вам необходимо пообщаться с близкими клиента и объяснить, почему их любимый человек ведёт себя именно так.
  • Увлекаться анализом лексики, используемой клиентом, в поисках скрытых значений, а также анализом его чувств и эмоций в попытке разгадать их подтекст. Подобные попытки окажутся совершенно бесплодными. Помните о том, что ключевым аспектом работы с такими клиентами является практичность.
  • Использовать идиомы, популярные выражения или метафоры. Помните о триаде нарушений!
  • Использовать НЛП.

И, наконец, НЕ СЛУШАТЬ МЕНЯ!

Да, действительно, вам не стоит просто слушать меня и выполнять мои указания! Держите в голове все, что я вам рассказал, но при этом не забывайте о том, что каждый клиент индивидуален и уникален – все люди разные. Некоторые клиенты соответствуют определённым пунктам безжалостно обобщённого описания, представленного выше, тогда как у других клиентов наблюдается более высокий уровень функциональности.

На самом деле ни одна статья не может чётко резюмировать этот богатый, разнообразный и очень интересный сегмент человечества.

На этом все. Я надеюсь, на то, что работа с такими клиентами понравится вам так же сильно, как она нравится мне.

Оцените статью
Лечение-окр.рф
Добавить комментарий