Чрезмерная щепетильность в религии

Виды ОКР

Многие люди придерживаются ошибочных представлений об обсессивно-компульсивном расстройстве (ОКР) как о состоянии, которое выражается в привычке постоянно мыть руки или проверять, заперта ли дверь на замок. На самом деле существует множество различных подвидов ОКР. В данной статье мы расскажем вам о чрезмерной щепетильности, которая является следствием ОКР, сконцентрированного на вопросах религии, морали и этики.

ОКР, связанное с чрезмерной щепетильностью

При наличии ОКР, связанного с чрезмерной щепетильностью, человек слишком сильно беспокоится и тревожится по вопросам религии, морали и этики. Кроме того, его может мучить невыносимое чувство вины.

Одно из первых задокументированных упоминаний об обсессивно-компульсивном расстройстве (ОКР) датируется 1691-ым годом – об этом состоянии говорится в проповеди епископа Джона Мура из Нориджа. В этой проповеди епископ говорит о мужчинах и женщинах, обуреваемых нежелательными мыслями и испытывающими невыносимое чувство вины и стыда по этому поводу. Он называет это состояние «религиозной меланхолией». Священники обратили внимание на то, что некоторые прихожане ходят на исповедь по несколько раз в день и постоянно говорят об одних и тех же грехах и недостатках, которые, как они думают, могут повлечь за собой божественное осуждение и вечное проклятие. Епитимия и отпущение грехов давало этим людям временный и быстро ускользающий проблеск умиротворения и покоя, но потом их страхи возвращались снова.

Теперь мы знаем о том, что этот обсессивный религиозный пыл и рвение является симптомом ОКР, связанного с чрезмерной щепетильностью. Последователи самых разных религий по всему миру страдают от преследующих их сомнений, тревожности и мучительного чувства вины, и все эти неприятные переживания сконцентрированы вокруг самой большой ценности в жизни этих людей – их веры. При наличии ОКР, связанного с чрезмерной щепетильностью, основной тревогой человека является боязнь того, что он прилагает недостаточно усилий для того чтобы жить в соответствии со своими духовными ценностями и устоями, или беспокойство по поводу того, что его образ жизни является прямым нарушением божьей воли.

Чем чрезмерная щепетильность отличается от других форм ОКР?

Некоторые виды ОКР, причиняющие человеку невероятную боль и приводящие его в замешательство, концентрируются на мыслях, которые очень далеки от ценностей, убеждений и самого характера этого человека. Например, учитель, который страдает от ОКР, связанного с мыслями о причинении вреда, боится, что в какой-то момент он станет массовым убийцей. Или студент, которые страдает от гомосексуального ОКР (также известного как ОКР, связанное с сомнениями в собственной сексуальной ориентации) и пытается определиться со своей сексуальной ориентацией, может в какой-то момент осознать, что его обсессии по своей сути противоречат особенностям той личности, которой он является на самом деле – со всеми её истинными ценностями и убеждениями.

Однако при наличии чрезмерной щепетильности дела обстоят совсем не так: для человека, склонного к чрезмерной щепетильности, вряд ли существует что-то более важное, чем те вопросы, на которых он постоянно зацикливается. На самом деле в данном случае главная цель жизни такого человека определяется его духовными убеждениями и религиозными практиками. Содержание обсессивных мыслей является очень близким для этого индивидуума – даже болезненно близким. К тому же во многих религиях постановка под сомнение основных доктрин этой веры рассматривается как акт отступничества или измены, что ещё больше усугубляет ситуацию.

Клиенты, склонные к чрезмерной щепетильности, постоянно задают нам следующий вопрос: «Как я узнаю о том, что эти мысли не являются греховными? Как я могу отличить недостаток веры или атаку демонов от симптомов чрезмерной щепетильности в религиозных вопросах?». Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно обратить внимание на интенсивность проявления перфекционизма у данного клиента. Осознание того, что вас осуждают за преданность своей вере и своим убеждениям, во многом отличается от постоянной зацикленности на следовании нескольким специфическим правилам и доктринам, которая отнимает у человека массу времени и энергии и при этом не даёт ему увидеть какие-то другие аспекты этой религии, которые на самом деле могут быть куда более важными.

С другой стороны, чрезмерная щепетильность похожа на другие формы ОКР, — в чем заключается это сходство?

На первый взгляд нам может показаться, что чрезмерная щепетильность по многом отличается от традиционных проявлений ОКР, однако на самом деле люди, которых мучают религиозные, моральные или этические обсессии, попадают в ловушку того же обсессивно-компульсивного цикла, который характерен для всех остальных форм ОКР, и этот цикл состоит из обсессии, тревожности, компульсии и облегчения/усиления проявления этих симптомов.

Стимулом для активизации чрезмерной щепетильности может стать любая мысль или образ, любое место и любой человек, который провоцирует проявление обсессии. Например, встреча с привлекательным человеком в церкви может привести к появлению мыслей сексуального характера, которые, в свою очередь, стимулируют обсессивное желание «переделать» эти мысли, избавиться от них в попытке остаться чистым, благочестивым и праведным. Если чрезмерно щепетильный индивидуум продолжает зацикливаться на том, что все эти похотливые мысли автоматически обрекают его на вечные муки в аду, цикл замыкается, и все начинается заново.

Точно так же, как и другие формы ОКР, чрезмерная щепетильность выражается в обсессивных мыслях, которые часто принимают форму вопросов вида «А что, если…?» — например, «А что, если я постоянно грешу?» или «А что, если на самом деле я не верю в бога?». В некоторых случаях у человека появляются совершенно иррациональные мысли. Например: «А что, если при взгляде на ту красотку я каким-то образом схватил её за грудь?». Вместо того чтобы воспринять эти мысли как то, чем они на самом деле являются (всего лишь мысли), человек, склонный к чрезмерной щепетильности, реагирует на них так, как будто они являются фактами объективной реальности.

Симптомы чрезмерной щепетильности

Люди, склонные к чрезмерной щепетильности, стараются постоянно придерживаться строгих стандартов религиозного, морального и этического совершенства. Например, если рассмотреть отрывки из Библии или других религиозных текстов с точки зрения «черно-белого» мышления, может показаться, что они подразумевают строгое осуждение некоторых моделей поведения. Человек, склонный к чрезмерной щепетильности, старается строго придерживаться всех этих религиозных текстов, и из-за этого он не только испытывает мучительное чувство вины, но и постоянно тревожится по поводу возможного наказания за нарушение религиозных заповедей — вечного проклятия и адских мук. Все эти переживания не являются осознанным выбором чрезмерно щепетильного индивидуума (мысли, характерные для ОКР, являются не только интрузивными, но и нежелательными), и он готов реализовать какие угодно компульсии, лишь бы получить хоть какое-то облегчение.

Распространённые обсессии, характерные для чрезмерной щепетильности

Обсессии могут проявляться в виде мыслей или ментальных образов, которые человек воспринимает как доказательства своей неудачи в соблюдении религиозных, моральных или этических доктрин. И вот список самых распространённых обсессий:

  • человек постоянно думает о том, что он согрешил;
  • человек слишком сильно беспокоится по поводу того, что он мог сделать что-то кощунственное или богохульное;
  • человек очень сильно боится каким-то образом обидеть бога;
  • чрезмерная концентрация на достижении религиозного, морального и/или этического совершенства;
  • человек боится того, что он не сможет продемонстрировать должную набожность и преданность своему богу;
  • человека постоянно мучает боязнь попасть в ад за свои грехи/заслужить вечное проклятие;
    человек постоянно беспокоится по поводу того, что его поведение может обречь его любимых людей на вечные уки в аду;
  • нежелательные мысли сексуального характера, связанные с богом, Иисусом Христом или служителями культа – например, священниками;
  • нежелательные ментальные образы – образ сатаны, число 666, ад, картины секса с Христом и т.д.;
  • человек очень сильно боится того, что он сделал что-то противоречащее его личной морали, ценностям или этическим нормам.

Распространённые компульсии, характерные для чрезмерной щепетильности

Для чрезмерной щепетильности характерны определённые компульсии – то есть любые преднамеренные мысли и модели поведения, которые человек реализует в попытке нейтрализовать чувство вины, постоянную боль и мучительную тревожность, или снизить интенсивность этих неприятных эмоций. Точно так же, как и при наличии всех остальных форм ОКР, компульсии, характерные для чрезмерной щепетильности, попадают в одну из четырёх категорий:

  • явные, очевидные поведенческие компульсии;
  • модели поведения, направленные на избегание;
  • модели поведения, направленные на поиск подтверждения;
  • ментальные компульсии.

Компульсии, характерные для чрезмерной щепетильности, могут представлять собой привычку постоянно признаваться и исповедоваться в своих мыслях или поступках. Некоторые люди могут постоянно исповедоваться в своих грехах несмотря на то, что на самом деле они не подумали и не сделали ничего такого, что можно было воспринять как «неприемлемое» или «греховное» — то есть человек признается «просто на всякий случай». В некоторых других случаях человек моет руки или принимает душ по несколько раз (или даже по несколько сотен раз!) в день, пытаясь «очистить свою душу и свои помыслы». Человек может избегать столкновения с определёнными ситуациями, которые активизируют тревожность или вызывают чувство вины – например, он избегает мест проведения служб, религиозных церемоний или исповеди. Подобное избегание только усиливает нежелательные чувства и эмоции – как это ни парадоксально. Секундного облегчения после реализации подобных моделей поведения вполне достаточно для усиления обсессивных мыслей и замыкания цикла ОКР – точно так же, как это бывает при наличии других видов ОКР.

При наличии чрезмерной щепетильности чаще всего встречаются такие компульсии, как:

  • привычка постоянно исповедоваться, которая со временем превращается в ритуал (человек может исповедоваться священникам, церковным старейшинам или другим служителям культа, либо постоянно рассказывает своим друзьям и членам семьи о своих прегрешениях);
  • привычка постоянно задавать вопросы другим людям, пытаясь получить их одобрение и подтверждение по поводу моделей поведения и мыслей, связанных с религией, моралью, этическими нормами или определёнными ценностями и убеждениями;
  • привычка постоянно читать молитвы и/или библейские тексты, которая со временем превращается в ритуал;
  • привычка постоянно повторять определённые отрывки из Библии или других религиозных текстов (либо вслух, либо про себя);
  • ментальный пересмотр своих прошлых мыслей и/или поступков в попытке доказать самому себе, что Вы ни в чем не согрешили или не совершили ничего такого, что можно назвать аморальным, неэтичным или не соответствующим догматам вашей веры;
  • привычка постоянно «переделывать» какие-то действия, которые сам человек воспринимает как грехи и проступки, — со временем эта привычка превращается в ритуал;
    чрезмерная увлечённость самопожертвованием (например, человек раздаёт слишком большие суммы денег или раздаривает своё имущество);
  • избегание определённых ситуаций, которые могут спровоцировать проявление обсессий, связанных с вопросами веры (например, человек старается не ходить в церкви, храмы или мечети, избегает молитв, старается не смотреть фильмы, в которых есть какие-то отсылки к дьявольской тематике, избегает свиданий и т.д.);
  • избегание определённых предметов, ассоциирующихся с аморальностью или грехом (например, человек старается не носить определённую одежду или избегает определённых чисел);
  • привычка заключать сделки с богом в своём воображении или вести с ним переговоры, пытаясь избежать вечного проклятия и адских мук (либо таким образом человек пытается снизить интенсивность тревожности и ощущения дискомфорта).

Лечение чрезмерной щепетильности

Точно так же, как и при лечении других видов ОКР, самой эффективной методикой лечения чрезмерной щепетильности является гипнотерапия. Специалисты психологического центра «Мастерская Души и тела» помогут в избавлении от чрезмерной щепетильности или чувства религиозной вины. В итоге такое лечение даёт человеку свободу, необходимую для того, чтобы он действительно смог жить по принципам своей веры и делать это совершенно спокойно и искренне.

 Щепетильность по поводу религии

Здесь стоит отметить один важный момент: чрезмерная щепетильность не является характерной чертой какой-то одной религии – она способна просочиться и встроиться в любую систему религиозных убеждений, подобрав специфическое сообщение, идеально подходящее в каждом конкретном случае и способное внести смятение в сознание того или иного индивидуума. Более того, стремление строго следовать принципам и требованиям той или иной религии в какие-то моменты может препятствовать прогрессу в лечении. Ниже представлено несколько примеров проявления чрезмерной щепетильности в контексте некоторых религий. Из этих описаний Вы поймёте, как именно слишком строгая и буквальная интерпретация религиозных учений может помешать достижению терапевтических целей. Этот список не является полным и исчерпывающим – здесь представлено несколько примеров, которые помогут вам обрести базовое представление о том, как слишком строгое следование догматам веры может усугубить неприятные переживания и усложнить лечение чрезмерной щепетильности.

Христианство

Такие ветви христианства, как православие, католицизм и протестантизм, делают особый акцент на положениях Нового Завета, касающихся чистоты помыслов и необходимости придерживаться множества различных законов и доктрин. Некоторые индивидуумы слишком болезненно воспринимают эти положения. К тому же в некоторых обстоятельствах их просто-напросто невозможно исполнить в полном объёме. Например, в Евангелии от Матфея (стих 5:28) Иисус говорит: «Я говорю вам: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём». Распространив смысл этого высказывания как на мужчин, так и на женщин, — как традиционной, так и нетрадиционной сексуальной ориентации, — мы можем сделать вывод о том, что у нас никогда не должны возникать мысли сексуального характера по отношению к кому бы то ни было, кроме собственного супруга или супруги (партнёра или партнёрши). В реальности это невозможно и неосуществимо.

Иудаизм

В книгах заповедей иудаизма содержится 613 различных законов и предписаний, и любое из этих правил может превратиться в препятствие на пути человека, склонного к чрезмерной щепетильности. Согласно традициям иудаизма, человек должен стремиться не только к развитию ума и интеллекта, но и к развитию своей духовности, и эта духовность должна выражаться как в его действиях, так и в его переживаниях. Среди иудеев широко распространено представление о том, что споры по поводу интерпретации всех этих законов и многочисленные вопросы являются часть процесса поиска своего «истинного» пути в контексте веры, — именно поэтому принятие неопределённости может быть расценено как оскорбление самой веры как таковой.

Ислам

В исламе – как и во многих других религиях – присутствует упоминание о «шайтане»: это олицетворение дьявола, которое «нашёптывает» человеку мысли, порождающие сомнения, и именно шайтан заставляет мужчин и женщин грешить. Интрузивные мысли, вызывающие сильнейшее расстройство и ощущение дискомфорта, могут появиться у людей самых разных вероисповеданий, и человек может попытаться подавить эти мысли. Однако по большому счету мы не можем контролировать то, что происходит в нашем сознании, поэтому эти попытки изначально обречены на провал. Если Вы порекомендуете слишком щепетильному мусульманину позволить словам шайтана остаться в его голове, или если Вы попросите его прислушаться к этому дьявольскому шёпоту, он может расценить такие советы как прямое оскорбление его веры.

Мормонизм

Точно так же, как и последователи других ветвей христианства, мормоны придают большое значение сохранению чистоты помыслов и безгрешности души – это стремление можно даже назвать строгим обязательством. В книге Алма (стих 12:14) говорится: «Ибо наши слова будут осуждать нас, да, все наши дела будут осуждать нас… и наши мысли тоже будут осуждать нас». То есть слишком щепетильный мормон неутомимо и неустанно борется с самим собой, пытаясь контролировать свои действия, но это еще не все – его собственные мысли не на его стороне, они тоже постоянно «осуждают» его! В ходе работы с клиентами-мормонами мы выяснили, что попытки подавить подобные мысли могут стать существенной преградой на пути к достижению прогресса в лечении. Весьма непросто уговорить слишком щепетильного мормона позволить самому себе принять неизбежное присутствие нежелательных мыслей в его сознании.

Духовные течения «Нью-эйдж» или религии «Нового века»

Некоторые люди остерегаются и сторонятся традиционных религиозных учений и организаций, и они обращаются к духовным течениям «нью-эйдж» (которые также называются «религиями «нового века») в надежде развить свою духовность и обрести ощущение духовной связанности без необходимости соблюдать требования или ритуалы традиционных вероисповеданий. Однако даже эта «альтернативная» духовность сталкивает слишком щепетильных индивидуумов с множеством специфических непростых задач и различных вызовов. В основе поиска «секрета счастья» и других философий «нью-эйдж» лежат принципы «позитивного мышления» и «закона привлекательности», согласно которому каждый человек может в прямом смысле этого слова привлечь достаток и благополучие и собственными руками создать такую жизнь, какой он действительно хочет жить. Мы работали с множеством клиентов, которые придерживались принципов всех этих философских течений. Согласно их системе убеждений, целенаправленное создание и переживание нежелательных мыслей создаёт ту энергию, которая позволит им воплотиться в реальность.

Оцените статью
Лечение-окр.рф
Добавить комментарий