Ниже представлен список утверждений, описывающих симптомы ОКР, которые могут проявляться у ребёнка. Внимательно прочтите эти утверждения и обозначьте каждое из них как «верное» или «неверное» в вашем случае.
- После похода в уборную ребёнок оставляет за собой беспорядок – он не смывает за собой, оставляет туалетную бумагу на полу или не вытирает за собой раковину.
- Ребёнок постоянно проявляет желание подчинить себе родных братьев и сестёр, он пытается подавить их, или ему хочется одержать над ними победу.
- Ребёнок старается не смотреть на родных братьев и сестёр в те моменты, когда они пытаются привлечь внимание родителей.
- Во время игры ребёнок часто расставляет игрушки рядами или располагает кукол, или машинки в определённом порядке.
- Ребёнку часто хочется сладостей, содержащих белый сахар, — таких, как печенье, конфеты и пирожные.
- Ребёнку часто хочется продуктов, богатых углеводами, в состав которых входит белая мука, — таких, как крекеры, макароны с сыром и пицца.
- Ребёнок совершает определённые ритуалы при ежедневном расставании с родителями.
- Ребёнок совершает определённые ритуалы, связанные с отходом ко сну.
- Ребёнок хорошо читает, но плохо понимает прочитанное.
- При уменьшении количества часов сна ребёнок проявляет большую склонность к совершению ритуалов.
- Ребёнку необходимо присутствие родителя (-ей) для того, чтобы он смог погрузиться в сон.
- Ребёнку сложно определить, закончил он какое-то дело или ещё нет.
- Ребёнок просыпается среди ночи, если родитель покидает спальню.
- Ребёнок часто продолжает концентрироваться на незначительных межличностных разногласиях и конфликтах даже тогда, когда все остальные уже давно забыли об этом.
- Ребёнок беспокоится по поводу одежды, в которой он «чувствует себя неправильно».
- Ребёнок не любит выбрасывать мусор в мусорные контейнеры общего пользования.
- Ребёнок выдаёт какие-то высказывания, исполненные злобы и ненависти (например, «Надеюсь, ты сдохнешь!»), а в следующую минуту он становится милым и любящим.
- Ребёнок расстраивается, когда какой-то объект исчезает из его поля зрения, — например, это может быть самолёт, вода в туалете, вода в ванне и т.д.
- Ребёнок настаивает на использовании определённых названий некоторых предметов – например, «хулахуп», а не «обруч».
- Ребёнок повторяет части молитвы до тех пор, пока он не почувствует себя «правильно».
- Ребёнок повторяет определённые движения – например, снова и снова прикасается к стулу или выключателю.
- Ребёнок несколько раз проходит через дверной проем до тех пор, пока он не пройдёт через него «правильно».
- Ребёнок не хочет того, чтобы кто-то заходил в его комнату, прикасался к его одежде или к его игрушкам или перемещал их с места на место.
- Ребёнок постоянно спрашивает: «Это нормально?».
- Ребёнок требует того, чтобы кто-то другой делал за него те вещи, которые он может с лёгкостью сделать сам.
- Ребёнок избегает определённых цифр (например, «6») и любит другие цифры (например, «4» или «7»).
- Ребёнок постоянно требует присутствия определённой вещи, которая позволяет ему почувствовать себя комфортно (к примеру, это может быть его одеяло), и если эта вещь отсутствует или лежит не на своём месте, он теряет самообладание.
- Ребёнок выясняет причину появления каждого пятна, которое он видит, или постоянно спрашивает, какое вещество оставило это пятно.
- Ребёнок избегает прикосновения к предметам, на которых есть пятна.
- Ребёнок избегает прикосновения к стульям и столам общего пользования, местам на трибунах или другим подобным предметам, потому что он боится того, что предыдущий пользователь мог загрязнить их.
- Ребёнок постоянно задаёт вопросы из серии «А что, если…?», которые вряд ли стали бы задавать другие дети – например, «А что, если пыль с этого вентилятора упадёт мне на голову?».
- Ребёнок настаивает на том, чтобы другие люди всегда выполняли какие-то рутинные действия в чётко установленной манере.
- Ребёнок ограничивает свой выбор продуктов до списка, состоящего менее чем из 10 пунктов.
- Ребёнок больше склонен к вовлеченности в проблемные модели дома, а не в школе или в гостях у друзей.
- Ребёнок склонен к подробному разъяснению каких-то незначительных ситуаций и их описанию во всех деталях, — ему необходимо убедиться в том, что Вы его поняли.
- Ребёнок настаивает на том, чтобы в ванне/душе его мыли более одного раза.
- Ребёнка нелегко заставить собираться в тех ситуациях, когда он должен подготовиться к выходу из дома.
- Ребёнок использует такие слова, как «убить», «ненавижу» или «умри», в неподходящем контексте в попытке «побороть» какие-то мысли.
- Когда ребёнок вовлекается в проблемные модели, он начинает использовать проклятия и ругательства, которые не характерны для его обычной повседневной манеры общения.
- Ребёнок постоянно сдирает какие-то повреждения или дефекты на коже – особенно при наличии укуса, шишки или пореза.
- Если другой человек пренебрегает ребёнком или обижает его, ребёнок начинает мстить, и эта месть часто становится чрезмерной и неразумной.
- Ребёнок пишет проклятия, ругательства или их части на дорогих вещах.
- Ребёнок утверждает, что ему «больно», когда ему расчёсывают волосы, и он всячески сопротивляется расчёсыванию.
- Если родитель говорит «нет», запрещая ребёнку сделать что-то, ребёнок начинает «мстить» родителю.
- Ребёнок настаивает на соблюдении определённой рутины и установленного способа совершения тех или иных действий, и при этом он не стремится поддерживать порядок в собственных вещах и собственной комнате.
- Ребёнок передвигается по комнате чересчур энергично, часто издавая повторяющиеся звуки.
- Узнав о смерти, ребёнок начинает искать постоянных заверений в том, что после смерти он попадёт в рай.
- Ребёнок боится находиться рядом во время использования веществ, содержащих отбеливатель или аммиак.
- Ребёнок боится людей, пренебрегающих личной гигиеной.
- Ребёнок очень быстро выдаёт суждения по поводу запахов и описывает свои обонятельные ощущения, и он расстраивается в том случае, если аромат, витающий в воздухе, оказывается нежелательным.
- Ребёнок боится того, что невозможность проведения определённых ритуалов может повлечь за собой смерть другого человека.
- Ребёнок беспокоится и переживает, если его волосы выглядят жирными или грязными.
- Ребёнок боится того, что его родители могут погибнуть в ДТП.
- Ребёнок боится заразиться СПИДом или какой-то серьёзной неизвестной болезнью от случайного контакта с другим человеком или его слюной.
- Ребёнок постоянно пишет сообщения другу или близкому человеку, слишком часто звонит ему или постоянно проверяет, чем он занимается и как у него дела.
- Ребёнок постоянно задаёт вопросы по поводу ураганов, штормов, цунами, вулканов и других историй из новостей.
- Ребёнок боится заболеть раком, — даже если медицинское обследование не выявило никаких предпосылок для подобного исхода.
Здесь представлен полный контрольный список, позволяющий специалистам выявить симптомы обсессивно-компульсивного расстройства у детей. Распечатайте этот список, сделайте в нем отметки и возьмите его с собой, когда Вы пойдёте на приём – он окажется очень полезным в ходе обсуждения состояния вашего ребёнка, постановки диагноза и выбора способа лечения тех симптомов, которые проявляются у вашего ребёнка.
Контрольный список «Симптомы ОКР у детей» поможет вам диагностировать ОКР у вашего ребёнка. Этот список станет прочным фундаментом, на котором Вы сможете построить взаимодействие с терапевтом.
В ходе диагностики ОКР у ребёнка квалифицированный терапевт или врач общей практики должен провести всестороннюю, комплексную оценку состояния ребёнка. Подобная оценка часто включает вводный опрос родителей и самого ребёнка, получение информации о семейной истории, опрос учителей, выяснение деталей и особенностей развития ребёнка и выявление специфических проблем, присутствующих в его жизни. Вся эта информация должна быть задокументирована во всех деталях, и в этом вам поможет контрольный список «Симптомы обсессивно-компульсивного расстройства у детей». Этот список станет отличной отправной точкой для анализа состояния ребёнка и выявления тех особенностей его поведения, которые могут оказаться симптомами ОКР, характерными для детей.
Существует несколько различных видов ОКР, поэтому симптомы ОКР у детей варьируются и являются индивидуальными в каждом конкретном случае. У некоторых детей, страдающих от ОКР, проявляется только какая-то часть симптомов обсессивно-компульсивного расстройства, тогда как в некоторых других случаях у ребёнка наблюдается большая часть этих проявлений. У одного ребёнка может быть диагностировано слабое или умеренное ОКР, а у другого ребёнка проявляются серьёзные симптомы этого расстройства в сочетании с минимальным пониманием собственного состояния. Если у вашего ребёнка проявляются другие модели поведения, которые кажутся вам связанными с ОКР, но они не указаны в данном списке, Вы можете описать их в конце списка симптомов ОКР.
Проявления обсессивно-компульсивного расстройства у детей меняются с течением времени. Также наблюдаются сезонные изменения в проявлении симптомов, их характер меняется в определённые моменты роста и развития ребёнка, которые можно назвать ключевыми вехами его взросления, гормональные изменения также влияют на особенности проявления симптомов ОКР.
Содержание и интенсивность симптомов ОКР у детей меняется под влиянием изменений в режиме дня и питании, увеличения или уменьшения количества физической нагрузки, различных заболеваний, качества и количества сна, а также степени изоляции дома и в школе.
Итак, симптомы обсессивно-компульсивного расстройства у детей варьируются, однако при внимательном изучении можно выявить определённую предсказуемость в проявлении этих симптомов. Из-за постоянных изменений и колебаний интенсивности проявления симптомов ОКР у детей необходимо постоянно вести записи с детальной фиксацией проявляющихся симптомов и описанием всех сопутствующих повседневных событий. Ведение подобного дневника поможет терапевту в разработке индивидуальной программы лечения ОКР, нацеленной на борьбу с симптомами ОКР, проявляющимися у данного конкретного ребёнка.