Как поговорить с ребёнком об ОКР?

Как поговорить с ребёнком об ОКР? Родителям про ОКР

Многие дети понимают, что они делают какие-то вещи, выходящие за рамки нормального поведения, или они постоянно делают то, чего не делают их ровесники. Возможно, ребёнок боится рассказать родителям (или другим авторитетным взрослым) о своих сложных и чётко установленных ритуалах, касающихся одевания, или о том, что в процессе чистки зубов он всегда совершает определённое количество движений щёткой, или о каких-то странных мыслях о боге или о причинении вреда другим людям, которые постоянно приходят ему в голову.

Может быть, он боится рассказать о своей чрезмерной озабоченности «миллиардом микробов», поселившихся на школьной парте, о чрезмерном внимании к правильности написания определённых букв, о своей привычке кидать баскетбольный мяч в кольцо до тех пор, пока на смену «плохой» мысли не придёт «хорошая», или о каких-то других моделях поведения, ассоциирующихся с педиатрическим ОКР.

Разговор с взрослым человеком, которому ребёнок может доверять, — например, с родителем, опекуном или даже с учителем, — поможет ребёнку или подростку идентифицировать эти нежелательные мысли и модели поведения как симптомы ОКР, и это понимание станет настоящим облегчением для ребёнка.

Если ваш ребёнок приходит к вам и выражает свои тревоги по поводу определённых моделей поведения, либо если Вы сами замечаете эти странные привычки, вам необходимо учесть несколько важных моментов в ходе разговора со своим ребёнком о том, что он может страдать от ОКР.

Постарайтесь отделить «нормальные» модели поведения, характерные для повседневной рутины вашего ребёнка, от сложных ритуалов или чрезмерной озабоченности нежелательными мыслями

На определённом этапе развития большинство детей начинают совершать определённые ритуалы. Например, чёткая последовательность действий во время отхода ко сну и вечерняя молитва даётребёнку ощущение безопасности и позволяет ему почувствовать себя комфортно. Тот же эффект даёт чтение специальных «заклинаний на удачу» и совершение сопутствующих ритуалов, привычка расставлять игрушки в определённом порядке и коллекционирование каких-то «особенных» предметов. На самом деле все эти ритуалы, «заклинания» и привычки «копить» что-то позволяют ребёнку насладиться безопасностью и комфортом. Подобные модели поведения являются симптомами ОКР только тогда, когда они занимают слишком много времени и вмешиваются в повседневную жизнь ребёнка.

Обратите внимание на изменения в социальном взаимодействии и снижение уровня уверенности 

Начало проявления симптомов ОКР у детей часто сопровождается существенным снижением уровня уверенности в школе и при общении с друзьями. То есть если определённые ритуалы и привычные модели поведения начинают вмешиваться в социальную и школьную жизнь ребёнка (например, он часто выражает желание остаться дома и не ходить в школу, потому что ему нужно «завершить» свои ритуалы, или если ваш ребёнок отказывается от тех занятий, которые раньше доставляли ему удовольствие, – не хочет играть с друзьями после школы, отказывается ходить в кружок танцев или спортивную секцию), в вашей голове должна зажечься «сигнальная лампочка». Если ваш ребёнок начинает очень сильно беспокоиться и тревожиться, сильно расстраивается или проявляет враждебность, когда кто-то пытается прервать его привычные модели поведения или вмешивается в его ритуалы, вам необходимо обратиться за консультацией к нашим специалистам, которые обладают достаточным количеством знаний о педиатрическом ОКР.

Оставайтесь открытым и задавайте вопросы

Если Вы заметили, что вашего ребёнка что-то тревожит, и Вы подозреваете, что у него есть какие-то проблемы, Вы должны оставаться открытым для диалога.

Когда Вы пытаетесь наладить эмоциональную связь с ребёнком, Вы как будто протягиваете ему руку помощи и даёте ему возможность выдать реакцию.

И вот несколько рекомендаций для родителей по поводу того, как они могут завести разговор с ребёнком по поводу возможного наличия ОКР:

  • «Мне кажется, что ты все время выглядишь озабоченным. Может быть, ты расскажешь мне, что у тебя на уме?»,
  • «Ты знаешь, у всех людей есть какие-то тревоги, и ты можешь рассказать нам о своих тревогах – на самом деле это вполне нормально»,
  • «Мы заметили, что ты постоянно повторяешь одни и те же действия. Ты сам знаешь об этом? Может быть, ты боишься, что может случиться что-то плохое? Может быть, ты постараешься делать это всего один раз? Как ты думаешь, что случится, если ты так и сделаешь? Или это кажется тебе неправильным?».

Сформируйте в сознании ребёнкаопределённый фрейм или структуру, которая поможет ему понять свои чувства и эмоции, связанные с ОКР

Иногда, ребёнок не способен объяснить, как он себя чувствует, и что именно ему приходится переживать, до тех пор, пока взрослый не представит ему несколько возможных вариантов этого описания.

Используйте книги, видеоролики и другие ресурсы

Очень часто ребёнку проще идентифицировать свои чувства через третье лицо, являющееся героем какой-то истории. Рассказывание подобных историй поможет вам открыть ворота восприятия ребёнка и даст ему возможность рассказать вам о своих чувствах и мучающих его страхах. Также подобные истории позволят вам сформировать в его сознании представление о лечении в таких терминах, которые не испугают ребёнка и будут понятными для него. На нашем сайте есть раздел «Истории людей», в котором представлены личные истории других детей, подростков и взрослых, страдающих от ОКР, которые могут оказаться полезными для вашего ребёнка.

Оставайтесь открытыми для обсуждения возможных вариантов лечения 

Расскажите ребёнку о том, что ему доступно множество различных видов помощи, и Вы можете в любой момент организовать доступ к этой помощи. Для этого ему нужно просто попросить – вот и все!

Оцените статью
Лечение-окр.рф
Добавить комментарий