Памятка для учителей

Родителям про ОКР

На данный момент более 15-20 % детей и подростков страдает от обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР). Многие больные пытаются скрывать свои досадные симптомы – они боятся возможной реакции своих друзей или учителей.

Важно помнить о том, что родители далеко не всегда первыми замечают наличие каких-то проблем у своего ребёнка. Дети и подростки проводят в школе много времени, и вы как работник школы находитесь на очень выгодной позиции, которая даёт вам возможность наблюдать за учащимися и общаться с ними продолжительное время. Кроме того, у работников школы есть возможность получить информацию от других учеников, которые видят, что их одноклассник постоянно расстроен или странно себя ведёт.

В этой памятке представлен обзор проявлений ОКР у детей и подростков – вы получите представление о симптомах этого расстройства и узнаете о том, как вы можете помочь учащимся и их родителям справиться со всеми этими проявлениями.

Что такое окр?

ОКР – это тревожное расстройство, характеризующееся неприятными и назойливыми мыслями, образами, сомнениями или позывами (которые называются обсессиями), а также повторяющимися и иррациональными моделями поведения (которые называются компульсиями). Компульсии, — также известные как «ритуалы», — могут выражаться в виде моделей, поддающихся наблюдению (например, постоянное мытье рук или привычка барабанить пальцами), либо в виде каких-то действий, совершаемых на психическом уровне (например, человек пытается нейтрализовать негативные мысли позитивными). Компульсии обычно являются способом снижения интенсивности неприятных эмоций, возникающих из-за обсессий. ОКР может выражаться во множестве различных форм, и интенсивность проявления симптомов варьируется от умеренной до серьёзной. Ребёнок, страдающий от ОКР, может испытывать сильнейшую тревожность и расстройство чувств, а проявления этого расстройства могут отнимать у него много времени.

К самым распространённым обсессиям относится:

  • Боязнь грязи или заражения;
  • Беспокойство о возможном причинении вреда самому себе или другим людям;
  • Нежелательные мысли сексуального характера;
  • Мысли о чем-то запретном или постыдном;
  • Ощущение дискомфорта, возникающее из-за несимметричного или неровного расположения каких-то предметов;
  • Потребность постоянно рассказывать что-то, спрашивать о чем-то или признаваться в чем-то;
  • Боязнь потерять важные вещи.

К самым распространённым компульсиям относится:

  • Привычка проверять что-то снова и снова;
  • Привычка прикасаться к определённым вещам или стучать по ним;
  • Постоянный поиск одобрения и утешения;
  • Тяга к накоплению или коллекционированию каких-то бесполезных вещей;
  • Упорядочивание каких-то предметов до тех пор, пока их расположение не покажется «правильным»;
  • Чрезмерная озабоченность соблюдением гигиены и наведением чистоты;
  • Привычка постоянно считать, повторять и переделывать какие-то вещи.

Хорошие новости заключаются в том, что ОКР успешно поддаётся лечению, и результаты исследований позволяют утверждать, что чем скорее начать терапию, тем быстрее будет результат лечения. Мы рекомендуем использовать для лечения ОКР Эриксоновский гипноз и Технику перемотки. Мы против антидепрессантов, нейролептиков и транквилизаторов, которые запрещено давать до 21 года, и они не способны вылечить ОКР, СДВГ, депрессию или панические атаки. Пытаться вылечить ОКР с помощью препаратов — это тоже самое, что пытаться выучить иностранный язык или математику с помощью таблеток. Мы настоятельно рекомендуем детям и подросткам, а также их родителям и школьным работникам начать активные действия прямо сейчас.

Какие признаки окр проявляются у детей и подростков в школе?

ОКР может повлиять на многие сферы жизни ребёнка или подростка, включая его школьную жизнь. Важно помнить о том, что ОКР воздействует на людей множеством различных способов, и некоторые признаки этого расстройства проявляются в школе и поддаются наблюдению, — к ним относится:

  • Невнимательность и проблемы с концентрацией, которые становятся следствием нежелательных мыслей, постоянно отвлекающих ребёнка, или потребности совершить определённые ритуалы.
  • Чрезмерная усталость, вызванная недостатком ночного сна из-за того, что по ночам учащийся совершает определённые ритуалы, или общее изнеможение, ставшее следствием постоянной борьбы с ОКР.
  • Слишком частые или слишком длительные визиты в уборную из-за постоянного совершения ритуалов, связанных с наведением чистоты.
  • Нежелание или даже неспособность прикасаться к каким-то предметам, материалам или другим людям из-за боязни возможного заражения.
  • Привычка постоянно задавать какие-то вопросы или искать одобрения и поддержки.
  • Работы учащегося выглядят неаккуратно и неряшливо, потому что он вынужден постоянно совершать определённые ритуалы – например, постоянно все переписывать или стирать какие-то слова.
  • Постоянные опоздания, которые связаны с задержками из-за совершения каких-то ритуалов.
  • Учащийся не укладывается в сроки и слишком поздно сдаёт работы, потому что его обсессии и/или компульсии замедляют скорость его работы.
  • Упорядочивание предметов на парте, на полке или в классе так, чтобы они располагались на одной линии или в определённом порядке.
  • Повторяющиеся модели поведения – например, учащийся постоянно встаёт из-за парты и снова садится, постоянно открывает и закрывает дверь.
  • Трудности при принятии решений.
  • Заниженная самооценка и трудности в построении отношений со сверстниками.
  • Снижение успеваемости или ухудшение способностей к обучению.

Усталость от постоянного совершения определённых ритуалов и общее изнеможение, вызванное симптомами ОКР, является одним из контрольных признаков наличия этого расстройства, которые можно наблюдать в школе.

Также вам следует помнить о том, что ОКР может ассоциироваться с другими расстройствами – такими, как депрессия, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстройства аутистического спектра (РАС) и синдром Туретта.

Что я могу сделать для того чтобы помочь ученику?

Если вы заметите у учащегося какие-то признаки из списка, представленного выше, вам нужно прежде всего обратиться к инструкциям и рекомендациям, действующим в вашей школе, а также положениям, регламентирующим ваши действия при подозрении на наличие проблемы с психическим здоровьем учащегося. Точно так же, как и при наличии каких-то других проблем с психическим здоровьем учащихся, школьные работники должны наладить эффективное взаимодействие с учащимся, страдающим от ОКР, его родителями/опекунами и другими учреждениями и специалистами, которые могут быть вовлечены в лечение учащегося.

Совместная работа, направленная на достижение одних и тех же целей, и использование последовательных стратегий управления симптомами ОКР как в школе, так и дома, позволит достичь наилучших результатов и окажется очень полезной для ребёнка или подростка. При этом важно помнить о том, что в некоторых случаях симптомы этого расстройства гораздо интенсивнее проявляются дома, а не в школе. Эта особенность может стать преимуществом, однако учителям также необходимо помнить о том, что как сам больной, так и члены его семьи могут испытывать душевные страдания и значительные неудобства из-за проявлений ОКР в домашних условиях. Школьным работникам необходимо учитывать постоянное напряжение, которое переживает ребёнок или подросток, и негативное воздействие этого напряжения на его способности к обучению, — даже если на данный момент ему не требуется какого-то вмешательства на уровне школы.

Привычка учащегося снова и снова проверять свои работы может указывать на наличие ОКР.

Трудности в учебе и окр

В большинстве случаев при наличии ОКР ребёнок или подросток не испытывает каких-то особых трудностей в учёбе, кроме временных затруднений, которые наблюдаются во время проявления неприятных симптомов и активизации чрезмерной тревожности. Однако у некоторых учащихся, страдающих от ОКР, могут присутствовать специфические проблемы (например, дислексия) или более общие и глобальные трудности (они отстают от других учащихся своего возраста по всем предметам). Если эти трудности остаются не выявленными, ребёнок или подросток, страдающий от ОКР, может не получить той помощи и поддержки, которая ему необходима, и впоследствии его тревожность усилится ещё больше, либо он вообще перестанет ходить в школу. Учителям нужно понаблюдать за работой учащегося (как в данный момент, так и в прошлом) и проанализировать её, и – при необходимости – привлечь к этому процессу школьного психолога. В ходе наблюдения за работой ребёнка педагоги и другие специалисты должны постоянно сотрудничать с его родителями и обсуждать с ними все её аспекты.

Помощь в классе – практические рекомендации и советы

Ниже представлено несколько советов и рекомендаций, касающихся помощи учащимся, страдающим от ОКР, в рамках школы и работы в классе:

  • Очень важно наладить эффективную коммуникацию между школой и домом – учителями и родителями учащегося, страдающего от ОКР. Это позволит им отслеживать прогресс ребёнка или подростка и делиться информацией о его состоянии.
  • Если учащийся проходит лечение, терапевту было бы полезно постоянно контактировать со школьными работниками – если подобное взаимодействие устраивает самого больного и членов его семьи.
  • Учителя и другие школьные работники должны проявить терпение к учащемуся, страдающему от ОКР, и не должны наказывать его за поведение, которое он не может контролировать. В то же время очень важно помочь ребёнку или подростку, страдающему от ОКР, в овладении приемлемыми и желательными моделями поведения и научить его подчиняться определённым правилам, — точно так же, как это делают другие учащиеся.
  • Если у больного проявляется чрезмерная тревожность, связанная с ОКР, педагоги должны признать присутствие этой эмоции. Они могут помочь учащемуся «переждать» приступ тревожности, обсудить её с ним или сделать короткий запланированный перерыв.
  • Если учащемуся нелегко сдавать работы в срок из-за своего ОКР, вы можете рассмотреть возможность переноса срока. Также было бы полезно обсудить с учащимся количество времени, которое ему требуется для выполнения учебных заданий и предписаний для того, чтобы убедиться в том, что оно не является чрезмерным. Ученику также можно предложить детальный структурированный план выполнения домашнего задания.
  • Рассмотрите возможность уменьшения учебной нагрузки для ребёнка или подростка, страдающего от ОКР, — как во время уроков, так и в объёме домашнего задания. Однако многие дети и подростки, страдающие от ОКР, обладают большим потенциалом, и они должны получать всяческую помощь и поддержку в его реализации.
  • Проанализируйте степень воздействия ОКР на уровень ответов учащегося на экзаменах, и подумайте, как именно вы можете дать ему поддержку в этот непростой период. Вы можете предоставить больному дополнительное время для прохождения теста, организовать для него экзамен в другом месте или даже позволить ему пройти тестирование устно, а не письменно.
  • Вы должны понимать, что учащийся, страдающий от ОКР, может испытывать трудности при изучении некоторых предметов из-за мучающих его тревог и обсессий. Например, если ребёнка или подростка мучают обсессии, связанные с числами, он может испытывать трудности при изучении математики, а биология может вызвать беспокойство у учащегося с боязнью микробов. В то же время ОКР не должно закрывать перед ребёнком двери замечательных возможностей.
  • ОКР может подорвать уверенность в себе и снизить самооценку ребёнка или подростка. Помогите ученику сконцентрироваться на своих сильных сторонах и на тех областях, в которых он уверен в себе.
  • Вам стоит проявить внимательность, потому что дети и подростки, страдающие от ОКР, с лёгкостью становятся мишенью для преследования и запугивания – из-за компульсивных моделей поведения и заниженной самооценки.
  • Было бы очень полезно рассказать учащимся о том, что такое ОКР, обсудить с ними проявления этого расстройства и использовать другие способы просвещения и информирования учеников, — однако при этом вам стоит учесть мнение самого ученика, страдающего от ОКР, и его родителей по этому вопросу.

Проведение классных часов, посвящённых ОКР, и разъяснение природы этого расстройства – замечательный способ информирования учащихся о проявлениях этого расстройств и его влиянии на жизнь человека

 

Оцените статью
Лечение-окр.рф
Добавить комментарий