Памятка для родителей

Родителям про ОКР

Это руководство предназначено для родителей тех детей, которые страдают от обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР). Эта памятка расскажет вам о том, как ОКР может повлиять на жизнь ребёнка в школе или колледже, и о том, как вы можете помочь своему ребёнку. Мы настоятельно рекомендуем вам обсудить этот вопрос с учителями и другими работниками школы, в которой учится ваш ребёнок. Вам необходимо проследить за тем, чтобы ваш ребёнок не подвергался дискриминации и не попал в неблагоприятные условия в плане получения образования, социального взаимодействия или на эмоциональном уровне, и это руководство подскажет вам несколько полезных идей.

«Я сама являюсь матерью ребёнка, страдающего от ОКР, и я прекрасно понимаю, как нелегко справиться с проявлениями этого расстройства. Я приложила немало усилия для создания благоприятной атмосферы, исполненной поддержки и понимания, у нас дома, но в то же время я частенько тревожилась о том, что происходит с моим ребёнком в школе. Что делает школа для того, чтобы справиться с его состоянием? Удалось ли ему завести друзей? Что я могу сделать для того, чтобы он не опаздывал и все успевал? Сотрудничество с учителями моего ребёнка и его классным руководителем, со школьным психологом и другими школьными работниками оказалось очень полезным для меня – школа оказала нам неоценимую помощь. На самом деле все эти люди стали частью команды, которая помогала нам справляться с ОКР».

Жанна – мать ребёнка, страдающего от ОКР.

Что такое окр?

ОКР – это тревожное расстройство, характеризующееся появлением постоянно возвращающихся неприятных мыслей, образов, сомнений или позывов (которые называются обсессиями), а также регулярной реализацией иррациональных моделей поведения (которые называются компульсиями). Компульсии, — также известные как ритуалы, — могут представлять собой модели поведения, очевидные для окружающих (например, привычка постоянно мыться или барабанить пальцами), или какие-то ментальные ритуалы (например, человек вызывает в своём сознании хорошую мысль для того, чтобы нейтрализовать плохую). Обычно человек реализует компульсии в попытке снизить интенсивность расстройства, вызванного обсессиями. ОКР проявляется во множестве различных форм, а интенсивность проявления симптомов варьируется от лёгкой до весьма серьёзной.

Ребёнок, страдающий от ОКР, испытывает сильнейшую тревожность и душевные страдания, а проявление всех этих симптомов может отнимать у него очень много времени.

Чаще всего встречаются такие обсессии, как:

  • Боязнь грязи или возможного заражения.
  • Тревоги по поводу того, что вы можете причинить вред самому себе или другим людям.
  • Нежелательные мысли сексуального характера.
  • Мысли о совершении каких-то запретных действий или поступков, приводящих в смущение и замешательство.
  • Дискомфорт из-за того, что какие-то предметы расставлены неровно или несимметрично.
  • Потребность постоянно говорить что-то, задавать какие-то вопросы или признаваться в чем-то.
  • Страх потерять какие-то важные вещи.

К самым распространённым компульсиям относится:

  • Привычка постоянно проверять наличие или состояние каких-то вещей.
  • Привычка постоянно прикасаться к каким-то вещам или барабанить по ним.
  • Постоянный поиск подтверждения и одобрения.
  • Чрезмерная тяга к накопительству или коллекционированию бесполезных и ненужных вещей.
  • Привычка расставлять или раскладывать вещи в определённом порядке, который кажется человеку «правильным».
  • Привычка постоянно мыться или делать уборку.
  • Привычка постоянно считать, повторять какие-то действия или переделывать что-то снова и снова.

Хорошие новости заключаются в том, что ОКР успешно поддаётся лечению, и полученные доказательства позволяют говорить о том, что чем раньше человек обратится за лечением, тем быстрее он избавится от расстройства. Мы рекомендуем использовать для лечения ОКР Эриксоновский (терапевтический) гипноз и Технику перемотки. И, конечно же, нет нужды говорить о том, что дети и подростки не должны бороться со своим ОКР без помощи и поддержки. Мы призываем детей и подростков, а также их родителей и сотрудников школ начать действовать прямо сейчас.

Почему мой ребёнок страдает от окр?

Некоторые родители начинают винить самих себя в том, что их ребёнок страдает от ОКР, и это весьма прискорбно. Либо родители снова и снова спрашивают себя, что же они сделали не так? Наличие ОКР у вашего ребёнка ни в коем случае не говорит о том, что вы – плохие родители!

Учёные считают, что причина развития ОКР представляет собой комбинацию различных психологических факторов и факторов, исходящих из окружающей среды: следствие травмирующего инцидента, а также невозможность удовлетворить основные эмоциональные потребности: потребность в ощущении безопасности и ощущения контроля собственной жизни.

Было бы более разумно сконцентрироваться на том, как именно вы можете помочь своему ребёнку выздороветь и избавиться от своего ОКР, и как вы можете поддержать его на его жизненном пути.

Как окр влияет на моего ребёнка в школе?

ОКР может повлиять на многие сферы жизни ребёнка или подростка, включая его школьную жизнь. Очень важно помнить о том, что воздействие ОКР может проявляться в различных формах. Ниже представлен список нескольких возможных видов влияния, которые могут проявляться в условиях школы:

  • ослабление внимания и ухудшение способностей к концентрации из-за интрузивных мыслей или потребности совершать определённые ритуалы;
  • чрезмерная усталость из-за того, что ребёнок долго не ложится спать по вечерам, или общее изнеможение, вызванное постоянной борьбой с ОКР;
  • слишком частые или слишком длительные визиты в уборную — из-за того, что ребёнок вынужден постоянносовершать длительные ритуалы, связанные с наведением чистоты и личной гигиеной;
  • неспособность прикасаться к определённым предметам, материалам или другим людям из-за боязни возможного заражения;
  • потребность постоянно задавать определённые вопросы, и привычка постоянно искать подтверждения и одобрения;
  • письменные работы ребёнка выглядят неряшливо и небрежно, потому что ему постоянно приходится совершать повторяющиеся ритуалы – он снова и снова переписывает какое-то слово или замазывает определённые слова в тексте;
  • постоянные опоздания, которые становятся следствием совершения длительных ритуалов, занимающих слишком много времени;
  • ребёнок засиживается за выполнением домашнего задания допоздна, потому что его обсессии и/или компульсии снижают скорость его работы;
  • привычка постоянно выстраивать или раскладывать в ровную линию различные предметы на рабочем столе, на полке или на парте;
  • повторение определённых действий – например, ребёнок несколько раз встаёт из-за стола и снова садится, либо несколько раз подряд открывает и закрывает дверь;
    трудности в процессе принятия решений;
  • заниженная самооценка и сложности в отношениях со сверстниками;
  • снижение успеваемости или сложности с самореализацией в школе.

Также вам может помочь понимание того, что ОКР часто ассоциируется с другими расстройствами – такими, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстройства аутистического спектра (РАС) и синдром Туретта.

Должен ли я сообщить об этом расстройстве работникам школы, в которой учится мой ребёнок?

Информирование школьных работников о том, что ваш ребёнок страдает от ОКР, может оказаться очень полезным для вас. Школа несёт ответственность за предоставление поддержки вашему ребёнку, но сотрудники школы смогут сделать это лишь в том случае, если они будут знать о тех трудностях, с которыми столкнулся ваш ребёнок.

Также очень важно, чтобы ваш ребёнок тоже чувствовал себя вовлечённым в процесс принятия решения о том, стоит оповещать о его расстройстве школу или нет, потому что он может тревожиться по этому поводу. Вам необходимо обсудить с ним все эти тревоги и заботы. То есть вам было бы полезно рассказать сотрудникам школы, в которой учится ваш ребёнок, о том, что он страдает от ОКР, — независимо от его возраста.

Как именно школа может помочь вашему ребёнку?

Все дети разные, у каждого ребёнка есть свои индивидуальные потребности, и учитель должен согласовать план дальнейших действий с вами и с вашим ребёнком.

Ниже представлен список советов и рекомендаций по организации помощи и поддержки детей, страдающих от ОКР, в рамках работы в классе:

  • Очень важно наладить эффективное взаимодействие между домом и школой.
  • Перед учителями встаёт непростая задача: им необходимо найти баланс между стремлением помочь ребёнку и в то же время не вызвать у него негативных переживаний, которые покажутся ему невыносимыми.
  • Если ребёнок или подросток уже проходит курс лечения, было бы полезно наладить регулярный обмен информацией между терапевтом и учителем – конечно же, если семья ребёнка не против подобного взаимодействия.
  • Важно, чтобы учителя не проявляли нетерпения по отношению к ребёнку, страдающему от ОКР, и не наказывали его за проявление каких-то моделей поведения, которые он не может контролировать. Также очень важно закрепить в сознании ребёнка, страдающего от ОКР, новые полезные и позитивные модели поведения и научить его подчиняться правилам точно так же, как это делают другие дети.
  • Если ребёнок испытывает чрезмерную тревожность в классе из-за своего ОКР, учителю стоит признать этот факт и принять его во внимание. В зависимости от того, на какой стадии лечения ребёнок находится на данный момент, учитель может помочь ему «переждать» эту тревожность, обсудить с ребёнком его состояние или сделать короткий перерыв.
  • Если ребёнку трудно уложиться в сроки выполнения работ из-за своего ОКР, учитель должен рассмотреть возможность продления сроков. Также было бы полезно обсудить количество времени, которое ребёнок тратит на выполнение заданий, для того чтобы убедиться в том, что оно не является чрезмерным. Детальное структурированное расписание выполнения домашнего задания также может быть очень полезным.
  • Учителя должны рассмотреть возможность уменьшения учебной нагрузки для такого ребёнка — как во время уроков, так и при выдаче домашних заданий. Однако многие люди, страдающие от ОКР, обладают огромным потенциалом, поэтому также очень важно поддерживать ребёнка в ходе обучения и воодушевлять его на достижение целей.
  • Преподавательский состав может рассмотреть воздействие ОКР, от которого страдает ваш ребёнок, на уровень его мастерства на экзаменах, и дать ему необходимую поддержку в такие моменты. Это может быть предоставление дополнительного времени на написание контрольной или прохождение теста, предоставление возможности написать проверочную работу в другом месте или даже разрешение сдать экзамен в устной форме.
  • Учителя должны понимать, что некоторые учебные курсы могут представлять особую сложность для ребёнка, страдающего от ОКР, — в зависимости от конкретного содержания его тревог. К примеру, математика может нелегко даваться ребёнку, который тревожится по поводу чисел, а биология вряд ли станет любимым предметом того ученика, который боится микробов. В то же время очень важно следить за тем, чтобы ОКР не помешало учащемуся воспользоваться всеми открывающимися перед ним возможностями.
  • ОКР снижает самооценку и уровень уверенности в себе, поэтому при работе с детьми и подростками, страдающими от ОКР, учителя должны воодушевлять их концентрироваться на своих сильных сторонах и тех сферах жизни, в которых они чувствуют себя уверенно.
  • Преподавательский состав должен учитывать тот факт, что дети и подростки, страдающие от ОКР, с лёгкостью могут стать жертвами преследования и запугивания из-за привычки постоянно реализовывать какие-то компульсивные модели поведения или заниженной самооценки, — учителя должны отслеживать подобные тенденции и пресекать их.
  • Также было бы полезно рассказать учащимся о том, что такое ОКР, и дать детям исчерпывающую информацию об этом расстройстве. При этом учителя должны учитывать точку зрения самого ребёнка и его родителей по этому поводу.

Что еще я могу сделать?

Если ваш ребёнок страдает от ОКР, вам необходимо приложить все возможные усилия для того, чтобы не давать ему чрезмерного ободрения и утешения, и эта задача может оказаться непростой. Вы можете посоветоваться с терапевтом, у которого проходит лечение ваш ребёнок, и спросить его, как именно вы можете обрести баланс – оптимальный как для вас, так и для вашего ребёнка. Возможно, вам захочется поделиться какими-то из этих советов с учителями и другими работниками школы, в которой учится ваш ребёнок.

На самом деле очень печально наблюдать за страданиями своего ребёнка. Также вы можете испытывать неприятные эмоции из-за постоянного вмешательства этого расстройства в обычную жизнь вашей семьи и из-за того, что оно уменьшает количество времени, которое вы проводите со своей второй половиной и с другими детьми.

Очень важно не забывать о собственном самочувствии и здоровье в процессе оказания помощи и поддержки вашему ребёнку.

Может быть, вы хотели бы помочь нам повысить уровень информированности широкой общественности об этом расстройстве, распространяя информационные материалы в школах и не только? Или вы хотите читать лекции, рассказывая об ОКР учащимся общеобразовательных школ? – Если вы хотите получить более подробную информацию по данному вопросу, свяжитесь с нами. 

Оцените статью
Лечение-окр.рф
Добавить комментарий