ОКР в школе

ОКР в школе

Многие школьники делают какие-то вещи снова и снова – например, ты сам или твои друзья могут ходить только по белым плиткам пола в школьном холле, стараясь не наступать на темные плитки, или, может быть, ты стараешься прикоснуться к каждой колонне в холле каждый раз, когда проходишь мимо. Или, может быть, ты и твои друзья просто не способны ходить по школе спокойно – вы постоянно скачете, подпрыгиваете или обгоняете друг друга, ведь это так весело! Однако дети, страдающие от ОКР, делают все эти вещи не просто так – у них на то есть совсем другая, особенная причина.

Если ты страдаешь от ОКР, то эта привычка снова и снова делать какие-то вещи НЕ КАЖЕТСЯ тебе веселой. Эта привычка расстраивает тебя, на самом деле ты не хочешь делать этого, но тебе кажется, что ты должен это сделать. Может быть, умом ты понимаешь, что это глупо, либо эти привычки приводят тебя в замешательство и смущают тебя, и поэтому ты пытаешься все это скрывать – ты совсем не хочешь, чтобы кто-то заметил эти модели поведения и начал дразнить тебя. Иногда это срабатывает, и тебе удается скрывать эти модели поведения так, чтобы никто ничего не заметил. Однако все это может отнимать у тебя слишком много энергии, и к моменту окончания занятий ты можешь чувствовать себя совершенно измотанным и разваливающимся на части.

Другие дети могут дразнить тебя. Они могут говорить: "Давай быстрей, копуша! Почему ты всегда делаешь все последним?", "Почему ты постоянно трогаешь свои ботинки? Ты какой-то странный!", "Почему ты постоянно стираешь написанное? У тебя в тетради скоро дырки будут!".

Может быть, даже твои друзья начали относиться к тебе по-другому. Возможно, ты печалишься из-за того, что тебя никто не понимает, и ты даже не можешь объяснить окружающим, почему тебе нужно делать все эти вещи.

Твое поведение может раздражать учителя. Возможно, он думает, что ты просто не слушаешь его, и постоянно просит тебя прекратить. И все это очень сильно тебя расстраивает, потому что твое ОКР твердит тебе о том, что если ты не закончишь свой ритуал, обязательно случится что-то плохое. Или, может быть, не завершив ритуал, ты не сможешь почувствовать себя "правильно" и "нормально", и эти неприятные эмоции будут отравлять тебе жизнь. Проблема в том, что ты просто-напросто не можешь остановиться!

В некоторых случаях попытки избавиться от всех этих тревог и забот, роящихся в твоем сознании, с помощью совершения определенных ритуалов, занимают очень много времени и требуют очень много внимания. Из-за всего этого ты перестаешь слушать учителя и постоянно отвлекаешься. Ты не можешь делать то, что ты должен делать, потому что ты тратишь слишком много времени на обдумывание тревог, связанных с ОКР, и на совершение всех этих ритуалов. Ты не можешь сконцентрироваться, ты не способен удержать внимание на чем-то одном, ты не укладываешься в сроки выполнения работ или тебе не удается вовремя сделать домашнее задание. Ты делаешь много ошибок, потому что не можешь вспомнить пройденный учебный материал. Уровень твоей академической успеваемости снижается.

В рамках школы ОКР может повлиять на тебя множеством самых разных способов. Ниже представлен список возможных вариантов.


Мне кажется, что я должен:

  • Всегда быть очень аккуратным и опрятным, постоянно поддерживать идеальный порядок вокруг себя, расставляя или раскладывая в определенном порядке вещи на своей парте, на рабочем столе, в портфеле или в школьном шкафчике.
  • Постоянно проверять свою парту, рабочий стол, портфель, шкафчик снова и снова для того чтобы убедиться в том, что я ничего не забыл.
  • Выполнять все работы идеально, и когда мне кажется, что моя работа далека от идеала, я снова и снова переделываю ее, пока не достигну желаемого эффекта.
  • Снова и снова стирать написанное, потому что текст выглядит не так, как должен выглядеть.
  • Снова и снова произносить определенные буквы, слова или предложения до тех пор, пока мне не покажется, что вот теперь они звучат нормально – так, как нужно.
  • Делать все медленно для того чтобы я смог сделать это правильно.
  • Постоянно задавать учителю очень много вопросов, потому что я хочу быть уверен в том, что я делаю все правильно.
  • Снова все переделать, если кто-то прервал меня до того, как я закончил.
  • По сто раз в день ходить в уборную и мыть руки для того чтобы избавиться от микробов.
  • По сто раз в день ходить в туалет по нужде – мне кажется, что я должен туда пойти, даже если я только что там был.
  • Избегать прикосновения к тем предметам, которые трогали другие дети, - например, я не хочу прикасаться к мячу в спортзале, или я никогда не одалживаю одноклассникам ручку или карандаш.
  • Чистить и мыть свои вещи, если к ним прикасались другие люди.
  • Избегать пользования своими вещами в том случае, если к ним прикоснулся другой человек, до тех пор, пока они не будут вымыты или почищены.
  • Открывать двери с помощью локтя или натягивать на руку рукав рубашки, прежде чем прикоснуться к двери, - таким образом я пытаюсь избежать микробов.
  • Постоянно считать про себя или повторять какие-то числа в своем воображении.
  • Каждый раз проходить через двери определенным способом, который никогда не меняется.
  • Прикасаться к каким-то вещам в классе или в холле определенным способом каждый раз, когда я вижу их.
  • Повторно сталкиваться с каким-то препятствием (если это уже произошло), или ударяться о него также и другой стороной тела – так, чтобы все было ровно и симметрично.
  • Барабанить пальцами по парте или стучать карандашом по столу в одной и той же манере.



Иногда при наличии ОКР наблюдаются также и другие проявления:

  • Я расстраиваюсь или злюсь, когда кто-то пытается остановить меня и мешает мне сделать те вещи, которые мне необходимо сделать.
  • У меня не получается сдавать работы вовремя, поэтому я часто получаю плохие оценки.
  • Я постоянно опаздываю и не могу прийти в школу вовремя, потому что дома мне нужно завершить определенные ритуалы.
  • Мои работы выглядят небрежными и неаккуратными.
  • Иногда мне вообще не хочется идти в школу.
  • Я расстраиваюсь, когда другие люди трогают мои вещи, и после этого мне приходится мыть или вытирать их.
  • Мне не нравятся изменения в привычном распорядке или какие-то новые вещи и занятия.
  • Мне кажется, что я должен от всех скрывать свое ОКР.



Получение помощи

Если многие пункты из этого списка относятся лично к тебе и наблюдаются в твоей жизни, покажи этот список своим родителям и поговори с ними об этом. Это поможет им увидеть, как сильно симптомы ОКР мешают тебе в школе и влияют на твою школьную жизнь. Твои родители могут навести справки и выяснить, как получить необходимую помощь и найти терапевта, специализирующегося на ОКР.

Терапевт поможет тебе снять стресс и избавиться от ОКР. Если твои родители не уверены в том, как именно они могут помочь тебе, ты можешь показать им этот сайт и предложить им собрать больше информации об ОКР, а потом обратиться к специалистам с нашего сайта.



Дисморфофобическое расстройство - Убежденность в собственном уродстве или крайней непривлекательности из-за невыразимо отталкивающей природы какого-то мнимого физического недостатка. Проявления дисморфофобии являются куда более "экстремальными"
Анонс
15 октября 2016, СТАТЬИ
Зависимость от физических упражнений: расстройство или пр...
Физическая активность и занятия спортом в общем и целом считаются очень полезными – в принципе…
05 сентября 2016, СТАТЬИ
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) является одним из самых популярных видов психотерапии. Эта методика…
02 сентября 2016, СТАТЬИ
Современный словарь практической психологии
Психиатрия сбилась с пути. Складывается такое впечатление, что современные психиатрические методики…
08 августа 2016, СТАТЬИ
Как на самом деле работают антидепрессанты
Популярность антидепрессантов на самом деле основана на представлении о том, что депрессия – это…
08 августа 2016, СТАТЬИ
Послеродовая депрессия
Анна закрыла уши руками, пытаясь отгородиться от криков своей пятимесячной дочери. Она была дома совсем…